После установки на объект пожарной сигнализации, не стоит думать, что на этом ваши усилия заканчиваются. Это не так. Не нужно забывать о необходимости поддержания работоспособности всех устройств. Для этого не нужно забывать про гарантийное или профилактическое обслуживание сигнализации.
Осуществлять такую процедуру вы можете самостоятельно, или при помощи привлечения соответствующих лиц.
В каких случаях и как часто проводится обслуживание систем пожарной сигнализации?
Законодательство Российской Федерации в Постановлении № 390 статье 61 говорит о том, что руководитель компании должен самостоятельно нести ответственность за проверку работы системы и осуществлять ее ежеквартально.
Если же руководитель не может осуществить такое действие самостоятельно, то в соответствии с Постановлением Правительства № 1225 он должен обратиться к специальной организации с лицензией на подобную деятельность.
Само по себе обслуживание средств безопасности обычно проводится компаниями, которые осуществляли установку систем, но только в случае, если вы не приобретали датчики самостоятельно.
Иногда таким обслуживанием занимается фирма производитель или же дистрибьютор для привлечения клиентов. Все эти моменты нужно тщательно уточнить еще на этапе оформления договора на покупку такой системы.
А вот профилактическими работами может заниматься как сам обладатель сигнализации, так и приглашенный исполнитель. Главное, чтобы у него имелась лицензия на эту деятельность.
Внеплановое ТО
Обычно обслуживание систем пожарной безопасности происходит планово, по графику. Однако, и внеплановые случаи имеют место быть.
Это могло быть спровоцировано возникновением предпожарной ситуации, например, сильной задымленностью или высокой температурой, или же одно из устройств системы или несколько сразу вышли из строя.
В таком случае необходима явка специалиста, который сможет точно проверить, что именно стало причиной сбоев и устранить проблему.
Кто имеет право осуществлять деятельность?
Разберёмся с тем, кто же имеет право на осуществление действий по обслуживанию пожарной безопасности?
- Для начала — это вы. Однако это не значит, что вы должны должным образом разбираться в проводах и вопросах установки.
Нет, достаточно того, что вы будете систематически протирать пыль, следить за тем, чтобы аппарат не был загрязнен, а в комнате не создавались условия, которые могут быть распознаны системой как пожарная ситуация, чтобы не повлечь ложные срабатывания.
- Гарантийное обслуживание оказывает фирма-производитель, у которой вы приобретали товар или же организация, которая продала вам устройство и занялась установкой.
Гарантийное обслуживание может длиться от 1 года до 3 лет в зависимости от условий, стоимости покупки и так далее.
Обязательно уточняйте, каким образом и как часто должно производиться такое обслуживание. Специалист по гарантийному талону должен навещать вас не реже, чем 2 раза в год.
- Техническое обслуживание, по факту окончания гарантийного, должен осуществлять человек, который обладает специальной лицензией. Лучше всего осуществлять это действие раз в квартал или же два раза в год.
Мастер должен осуществлять проверку правильности крепления, правильности работы системы, работоспособность всех механизмов.
Как проводится техническое обслуживание системы пожарной сигнализации?
Если возникла необходимость в осуществлении технического обслуживания, каждый обладатель сигнализации должен понять, как происходит такая работа, на какие этапы делится и на каких принципах строится.
В совокупности, вся эта информация необычайно важна для владельца помещения и обязательна к прочтению.
Осмотр панели управления
Панель управления — это важнейший элемент системы, который позволяет управлять как всей установкой, так и отдельными ее элементами.
Поэтому, если поломка случилась в панели управления, то автоматически вся система приходит в негодность.
Поэтому первым делом исполнитель должен осуществить осмотр панели управления.
- Сначала осуществляется внешний осмотр, нужно выявить, имеются или отсутствуют механические повреждения, какие-либо иные воздействия.
- Затем вскрывается коробка, если управление подразумевает под собой пульт, или же вскрывается корпус, если речь идёт о полноценной коробке.
- Проверяется правильность установки всех соединений и выявляется наличие сгоревших или перепевших проводов.
- При необходимости осуществляется замена вышедших из строя элементов. Также, осуществляется чистка от пыли специальным пылесосом и кисточками очистителями.
Датчиков (извещателей)
Далее необходимо осуществлять осмотр датчиков. Это достаточно длительный процесс, в особенности, если датчиков много. Проверяется надежность крепления аппаратов.
Также, насколько правильно шнур присоединен к устройству, и нет ли на нём повреждений.
Датчик отключается, а затем включается, а проверяющий смотрит на эффективность срабатывания, загорается ли специальный маячок.
Корпус датчика открывается, внутренности очищаются от пыли, специалист смотрит на полости, и при необходимости, меняет те, которые выходят из строя.
Осмотр электросети
Электросеть — это еще одна важнейшая составляющая. К сожалению, повреждение проводов могут спровоцировать отключение всей системы в целом, и она более не будет функционировать.
Провода могут быть повреждены при предыдущем пожаре, просто выйти из строя, перетереться в каких-либо местах изгибов, в результате чего тоже перестают функционировать.
Для этого во всём здании выключается свет, после чего специалист начинает свои действия.
Кстати, осуществлять замену проводов может только специальное лицо, а вот вы, в силу своей неосведомленности, да и просто для сохранения безопасности, лишний раз не должны подходить к такому аппарату.
ТО автоматических пожарных сигнализаций
ТО технических пожарных сигнализаций должно происходить 2 раза в год на крупных предприятиях, и хотя бы раз в год в небольших зданиях и помещениях.
Если когда-либо в месте, где установлена система, происходило возгорание, то осуществлять повторный осмотр системы безопасности и пожарных оповещателей нужно хотя бы раз в год.
- Для начала нужно отключить систему от электросети.
- После этого она включается в сеть.
- Нужно проверить, что все датчики замигали.
- Далее необходимо провести тест. Специалист поджигает специальную бумагу или подносит спичку отдельно каждому датчику. Должно происходить срабатывание.
- Отдельно так проверяется каждый датчик.
- Не сработавшие должны быть заменены или же протестированы ещё раз.
Если система в целом не оповещает, то есть датчики срабатывают, но при этом, пульт не принимает уведомления о начавшемся пожаре, то стоит проверить систему в целом, и возможно, если она до сих пор находится в гарантийном обслуживании, произвести ее замену.
Стоимость
Отлично, если замена системы осуществляется по гарантии, а значит, нет необходимости во внесении денежных средств. Но рано или поздно гарантийное обслуживание сходит на нет.
Срок действия проходит, а вот необходимость в проверке функциональности работы электросети остаётся. Что делать в таком случае?
Нужно заказывать обслуживание у фирмы, которая специализируется на таких вопросах. Благо, их существует огромное множество, и вы можете найти ту, что подойдет вам территориально и по карману.
В среднем, для объектов, которые имеют площадь меньше 1 500 квадратных метров, стоимость обслуживания составляет 12000 руб. Это комплексное обслуживание, которое включает в себя все меры производимых работ.
Однако, если потребуется монтаж каких-либо систем, и замена элементов, то стоимость может варьироваться. Она поднимется до уровня 25-50 тысяч руб.
Если вы же хотите осуществить бюджетное обслуживание, то его предлагают отдельной фирмы, которые не выдают заключение, а только справку об осуществлении проверки. Стоимость услуг таких фирм порядка до 5.000 руб.
Но не стоит доверяться организациям, погнавшись за невысокой стоимостью. Вполне возможно, что вы обратитесь к лицам, которые своими действиями только усугубят ситуацию
Где заказать техническое обслуживание пожарной сигнализации?
В Москве
- Альянс, Черняховского 16, офис 23. 8 495 101 12 01.
- Контур безопасности. Лужнецкая набережная дом 10 строение 2. Телефон 8 495 637 91 88.
- Гарант безопасности. 3 Тушинский проезд 2. 8495 638 52-53
В Санкт-Петербурге
- Госпожа техника. Синопская набережная дом 30. 8 812 274 63 02.
- Правила безопасности. Полюстровский проспект дом 74. 8 812 603 41 20.
- Пожара.нет. Уральская дом 13. 8 812 309 20 00.
Обслуживание пожарных систем — это первая необходимость, которая лежит на руководителе предприятия или собственнике помещения, где установлена пожарная система. Это необходимо не только для галочки, но и для того, чтобы быть полностью уверенными в собственной безопасности.
Некоторые считают это непозволительной роскошью, или же наоборот, неприятным дополнением, которое не приносит пользы, а только выманивает деньги. Это неправильно. Надеемся, что в ближайшем будущем вам удастся произвести проверку, а значит, вы будете уверены в том, что и вы, и ваш персонал находится в абсолютной безопасности.